Секреты цветочного бизнеса

Ольга Крупченко, 11 Февраля 2012
Когда-то давно в Голландии луковица тюльпана стоила целое состояние. В Современном мире цветочный бизнес развивается успешно, конечно, луковица тюльпана стоит не дорого, но есть цветы, за которые продавцы просят явно не маленькие деньги. «Цветы, кому цветы?» – такого почти не услышишь. Безмолвные палатки с цветами - этот рынок не требует рекламы. Цветочный рынок в России развивается с большой скоростью. Откуда же берется эта красота?


Откуда ввозятся цветы в Россию
В России цветы съезжаются из Голландии (хризантемы и тюльпаны), Литвы, Эквадора, из Украины и других стран. Выращивают и собственные цветы в теплицах. Цветы привозят и из Казахстана, Узбекистана, Грузии, Краснодарского края. Привозятся из стран СНГ и с юга страны. 60% импортных цветов на рынке – это Эквадорские и Колумбийские (оттуда в Россию везут гвоздики и розы). Цветы в Россию попадают также из Израиля (астры, стрелиции, герберы, орхидеи, зелень для букетов), Индии, Китая, Кении. С той лишь разницей, что Голландия – лишь перевалочный пункт, где цветы можно купить оптом. А в графе страна происхождения в таможенных декларациях “голландских” роз значится чаще всего Эквадор.

Основное количество роз, хризантем, гвоздик и орхидей в Россию ввозятся из Нидерландов. Стоимость 1 кг роз составляет  8  -  11 долларов, а хризантем – 0, 40 у.е. за 1 штуку. Орхидеи 2.50 за штуку, а гвоздики от 0.16-0.24. Тюльпаны 0,08-0,12 у.е. за штуку.

А как в мире?
Помимо Голландии, в Европе и в мире вполне достаточно "цветочных" государств. Например, Италия занимает второе место после Голландии по выращиванию цветов и саженцев на европейском рынке (23% его объема). Раньше Россия практически не завозила срез из-за границы. Сейчас же партнеры за рубежом приноровились к российским праздникам и неплохо зарабатывают на нас. Страны, непосредственно  занимающиеся разведением цветов,  ежегодно поставляют свою продукцию на нидерландские аукционы, откуда она расходится во все страны мира. В городе Алсмере расположена самая большая биржа цветов в Голландии. Аукцион проходит не по привычному, а по обратному сценарию. Вначале устанавливается запредельно высокая стартовая цена, которая в ходе торгов не повышается, а снижается до тех пор, пока не найдется покупатель. Если цена упала ниже определенного уровня, а покупатель не объявился, значит, цветок не выдержал конкуренции и отбраковывается. Аукцион обслуживает 1000 человек, за час работы здесь продается миллион тюльпанов и три миллиона роз. Затем цветы отправляются по всему миру. В горах Анд, на высоте 2500-3000 м. раскинулись огромные плантации, выращивающие цветы - розы, гвоздики хризантемы, лилии и всевозможные тропические цветы. Так уж дано по природе, что именно в Эквадоре сложился идеальный климат и условия для их роста.
Кроме того, в Европе цветы покупают чаще, как срезанные, так и в горшках. Это нюансы менталитета. Потому и цветочный рынок на западе развит лучше и его объёмы больше, недели в России.

Рынок цветов в России
В России цветочный рынок вошел в стадию активного развития относительно недавно: массовые поставки цветов из-за рубежа начались примерно десять лет назад. Россия только 10% цветов выращивает внутри страны, и 90% — ввозит. В России планируют в ближайшие несколько лет увеличить импорт цветов еще на четверть. А, например, Украинский рынок цветов на 3-4 года опережает российский и является наиболее развитым среди стран СНГ. На Украине способны каждый год выращивать 100 млн. роз, что на 80% покрывает потребности рынка.
Весь российский цветочный рынок можно оценить в 35.8 тонн. Сегодня объем российского рынка срезанных и горшечных растений оценивается в $1,5 млрд в год, причем на сегмент растений в горшках приходится около $500 млн. Доля Москвы в общем цветочном обороте - около 500-600 миллионов долларов.
По прогнозам специалистов, к 2010 году объем рынка цветов Москвы возрастет до 1,2 млрд. долларов.
В последнее время доля Голландии в рынке России стала постепенно уменьшаться, поскольку Дания, Италия и другие европейские государства все чаще соглашаются работать с Россией напрямую (а не через голландские аукционы), так как это позволяет снизить затраты импортеров.
Россия продолжает оставаться ведущим импортером срезанных цветов, занимая шестое место по объемам в мире. Говорят, спрос на цветы зависит от двух вещей: благосостояния населения и стоимости нефти, судя по объёму продаж, благосостояние людей повысилось.
Крупнейший российский производитель срезки это ГУП Агрокомбинат «Южный», принадлежащий правительству Москвы и располагающийся на Северном Кавказе. Существует также множество фирм, таких, как компания «AMF — международная сеть доставки цветов», компания «Сады Сальвадора», компания «Скарлет Флорет», компания «Цветы белой дачи» и другие. Более половины объема цветочного импорта (52,6%) разделили между собой десять компаний. Первые места рейтинга занимают такие компании как «Фолтер», «Флоримпорт», «Старлайт». Крупнейшим российским импортером срезанных цветов за пять месяцев 2007 года стали "Спартан" и "Престиж Консалтинг".
Отличительной особенностью дистрибуции в России является отсутствие дилерского звена. Для большинства российских производителей крупнейший рынок сбыта - московский регион, однако в последние годы появляются крупнейшие предприятия, ориентирующиеся на региональные рынки.
Развивается в России и рынок поставки цветов из сухоцветов. Композиции из стабилизированных растений при перевозке требуют гораздо меньше осторожности и внимания, чем живые цветы. И, кроме того, они могут быть куплены заранее и на долгие месяцы.
И всё-таки выращивают в хозяйствах и теплицах цветов по-прежнему мало. Производством лилии и зелени для букетов занимаются оранжереи в Калуге, кроме того, цветы выращивают в Ростове, Ижевске, Подмосковье. Тем ни менее это малая доля в бизнесе цветов. Связано это с тем, что за годы советской власти в стране не была создана инфраструктура отрасли, отсутствовала традиция цветоводства. Те теплицы, которые существуют сейчас, строились для выращивания овощей и не подходят для цветоводства. Из-за высокой стоимости выращенных в России цветов им очень сложно выдержать ценовую конкуренцию с голландскими цветами. Местный производитель не способен удовлетворить все потребности рынка по части разнообразия и качества. У российских предпринимателей нет опыта разведения растений, они плохо представляют с чего нужно начинать. В российских условиях крайне трудно растить цветы круглый год. В итоге, привезти розу из Эквадора дешевле, чем вырастить в Подмосковье. Если уменьшить искусственно ввоз цветов из-за рубежа – это приведет лишь к дефициту цветов и повышению цен. Поэтому единственный путь развития цветочного бизнеса, а именно выращивания цветов – в том, чтобы строить современные теплицы. Но Государство не поддерживает этот бизнес. Хотя, не всё так плохо, так еще три-четыре года назад в стране можно было насчитать лишь 10-15 га современных теплиц, то сейчас их порядка 110 га.
В краснодарском крае "Сельхозпроминвест" уже вложил в строительство розариев около $15 млн и собирается инвестировать еще $350 млн. Общая площадь теплиц в итоге должна составить не менее 100-150 га.
В Москве конкурируют между собой около 150 цветочных Интернет магазинов. И не удивительно, потому что на те же деньги, которые требует открытие одной розничной точки, вполне можно открыть несколько цветочных Интернет магазинов. А наценка в них больше, чем в цветочных палатках, да и букеты дороже – это специфика интернет торговли цветами. Для того, чтобы открыть такой Интернет магазин нужно, примерно 20 -30 тысяч долларов, кроме того тысячу у.е. на ежемесячную оплату работы флориста, который и будет составлять все букеты. На помещении также можно сэкономить – например, договориться с оптовой фирмой, чтобы выделила стол для флориста с условием, что цветы закупаются только на этом складе. Еще нужны операторы на телефон и курьеры.
Путь цветка
Главный плюс цветочного бизнеса - быстрая окупаемость и рентабельность. Рентабельность цветочного бизнеса, почти как у наркотиков, но все по закону. Все цветы, поступающие к нам из-за границы (если не контрабандные), проходят через карантинную службу. Именно там и оптовые фирмы, занимающиеся завозом среза, и другие получают специальные разрешения на реализацию товара на территории области. Досмотр, который проводят наши пограничники, - вторичный, а первичный все цветы проходят в Москве. Есть фирмы, которые самостоятельно везут для себя цветы, но при этом несут большие транспортные расходы.
Цветы не любят ни жару, ни холод. Оптимальная температура хранения около +4-5°С. При необходимости обрабатываются препаратами, замедляющими процесс гниения, и помещают в питательный раствор аскорбиновой кислоты или глюкозы, после чего осторожно упаковываются и доставляется в аэропорт. Пока самолет находиться в воздухе на него оформляется предварительная таможенная декларация, груз условно выпускается (как скоропортящийся продукт – цветы растаможиваются вне очереди), после прибытия груза – он досматривается таможенниками и фитосанитарными службами и после их положительного ответа груз выпускается в свободное обращение. По прибытии цветов на склад покупателя им дают немного прийти в себя, после чего около суток отпаивают в воде. С момента среза цветка за границей до момента попадания на оптовый склад обычно проходит не более 24 часов.
На ценообразование свежесрезанного цветка влияет длина  стебля  (без бутона).  Наибольшее распространение на российском рынке получили розы с длиной стебля 60 - 80 см.  Их стоимость составляет  порядка  0,40-0,50  долларов и вес 50 - 70 гр.  При уменьшении длины стебля на каждые 10 см цена соответственно уменьшается примерно на 10%. Интересно, что стоимость доставки    товаров    из    Нидерландов    до   Москвы автотранспортом составляет порядка 3000 долл.  США.  При этом доставка может осуществляться как сухим способом (в  коробках),  так  и  мокрым  (в  емкостях   с   водой). Это влияет на вес товара и должно учитываться при контроле таможенной стоимости. Большая доля цветов ввозится в Россию по серым схемам (занижается вес цветов, меняется страна происхождения, создаются фирмы-однодневки) или вовсе контрабандой - через почти открытую белорусскую границу.
В России  цветочный бизнес имеет свою специфику. Если в Европе цветы – это предмет быта, в России же это элемент праздника. Средний россиянин покупает цветы лишь несколько раз в году: в марте, на день рождения, на пару свиданий, пока холост, или на 1 сентября, если ребенок — школьник. И все. Потому и основной всплеск цен приходится на праздники. Затем цены снижаются. Летом для продажи цветов не сезон, зато в сентябре и в феврале самый пик сезона.
Рынок цветов имеет свои особенности, не зная которых удержаться на нем сложно. С одной стороны, спрос на цветы есть всегда, лилии заказать, как и другие цветы, легко, серьезных падений нет – ситуация в целом стабильная. Но с другой стороны здесь очень многое зависит от грамотного построения схемы бизнеса: так, компания должна уметь точно просчитывать, сколько товара закупить в тот или иной период, - это одно из ключевых условий успеха. Цветы - быстро портятся и нужно знать, сколько товара надо купить, чтобы остаток не завял. Обычно цветы необходимо сбыть за неделю. При формировании розничных цен продавцы учитывают, что 60% цветов не будет продано и окончательную цену уже выставляют с учетом этого фактора.
Самое интересное, что на цветочном бизнесе за одно только 1 сентября реально можно заработать на московскую квартиру. По грубым подсчетам доходность цветочного бизнеса только на розах порядка 500 (если брать в расчет, что продадутся только 50% цветов) – 2000%.
Говорят, что розничная торговля порой выгоднее оптовой, потому что в рознице цветы можно «оживлять», тогда, как в оптовой торговле этого не делают, в силу количества. Например, лилию можно опустить в таз с горячей водой, обработать воском и "нужными" химикатами, заморозить, в крайнем случае — подкрасить. Если вдруг лепесток стал чернеть на самом видном месте, его покрасят специальной флористической краской и задекорируют блестками. Если температурный режим был нарушен, и цветки потеряли свой товарный вид, в воду добавляют порошок крищал или немного водки - после этой процедуры цветок приходит в себя, правда ненадолго и его нужно быстро продать. Что касается палаточного бизнеса - на сегодняшний момент проще найти хорошего поставщика, чем место для розничной продажи. Получается, что наиболее эффективный способ вхождения в рынок - это покупка уже раскрученного бизнеса, то есть салона или даже сети салонов с отлаженной схемой поставок, с опытными флористами и наработанной клиентурой. Либо, как вариант – сеть цветочных Интернет магазинов.
Подводных камней в этом бизнесе много, и удержаться на этом рынке также трудно, как и в любой другой сфере. На сохранность цветов влияет климат, не все цветы доезжают до заказчика в должном виде, часть выбрасывают. Преимущество имеют крупные фирмы, у которых есть специальные холодильники, где цветы могут храниться три-четыре недели

Комментарии

Пока нет.
Ваш комментарий может стать первым
Новый комментарий
* - обязательные поля