Издавна люди стремились ко всему возвышенному и красивому. Маленькая девочка заворожено смотрит в оркестровую яму, а там столько инструментов, все они такие разные… Только представьте, в большом оркестре задействованы приблизительно 104 музыканта. У многих, именно после посещения концерта, возникает интерес к тому или иному инструменту. Каких только музыкальных инструментов не бывает. Но те, кто не занимаются музыкой, не очень представляет, как играют на каждом из них, что в них удобного и не удобного.
В России «духовые инструменты» происходят от слова "дух", а не "ветер" ил "воздух", как в других языках. В духовых инструментах источником звука является колебание столба воздуха в стволе (трубке). Они отличаются ярким и сильным звучанием. Духовые это в основном деревянные инструменты: кларнет, гобой, флейта, фагот, саксофон, волынка. И медные: труба, горн, валторна, тромбон, туба. Их отличие от других музыкальных инструментов в том, что звуки извлекаются с помощью дыхания.
Этот инструмент легко может заставить плакать и смеяться. Кларнет имеет, пожалуй, самый большой диапазон выразительных средств. В ранних симфониях Скрябина, например, это проникновенная кантилена, овеянная негой и чистотой экспрессия. В симфониях Шостаковича это саркастичестические ужимки.
Для того, чтобы хорошо играть на кларнете необходимо правильно дышать. Дыхание заменяет кларнетисту смычок скрипача и нужно уметь пользоваться им с филигранной точностью, именно с помощью дыхания создаётся и поддерживается звук, кларнетист воздействует на соединение звуков, на динамику звука, именно дыхание может сделать игру гибкой и выразительной.
Сам по себе кларнет, инструмент разборный, и состоит из 6-ти частей. Так, некоторые музыканты в ходе концерта иногда разбирают кларнет, и играют на мундштуке, такие вот фокусы.
Кларнет бывает разный: малый, контрабасовый, альт-кларнет, бас-кларнет. Впору запутаться. На бас-кларнете играют в основном джаз. Кларнет один из основных инструментов джаза. А ещё он применяется в самых разных музыкальных жанрах и составах: в качестве сольного инструмента, в камерных ансамблях, симфоническом и духовом оркестрах, народной музыке, на эстраде и в джазе. Научиться играть на кларнете не так-то просто, гораздо сложнее, чем, к примеру, на саксофоне.
Кто играет на кларнете? Знаменитый Вуди Ален играет на кларнете, и взял псевдоним «Вуди» впечатлившись игрой выдающегося джазового кларнетиста Вуди Хермана. Эмиль Золя однажды сказал ««Этот инструмент выражает чувственную любовь, в то время как флейта – лишь платоническую». Берлиоз использовал кларнет в своих произведениях и писал о нём с огромной любовью: кларнет – это скрипка среди деревянных духовых инструментов", "Никакой другой инструмент не обладает pianissimo, которое стоит на границе безмолвия".
Он позволяет играть в 3-х октавах. Этот инструмент, по мнению известного российского гобоиста Уткина, формирует терпение, даже волю, обладает тонкой внутренней организацией, в нем заложен характер. Инструмент достаточно капризный, в нём то и дело что-то норовит выйти из строя. Гобоисты таскают с собой огромное количество всяческих прибамбасов – отвертки, клей, пробковое дерево, различные типы бумаги, но это не всегда помогает, так если гобой лопается от холода, то сделать в «полевых» условиях ничего нельзя.
Тоненькое пищащее звучание флейты может постепенно свести с ума, как играющего, так и слушающего. Тем ни менее, она пользуется популярностью, особенно у девушек. Видимо потому, что в неё легче дуть, нежели в другие духовые инструменты. Многочисленные разновидности флейты, начиная с простейших свистулек, известны с древности. Флейты бывают разные. Оркестровая флейта имеет клапаны, и называется поперечной. А вот маленькая блок-флейта это, по сути, дудочка с дырочками.
Флейта используется в симфонической и балетной музыке, в театре и оперетте, в народной музыке, в латино-американских и карибских стилях музыки, в рок-музыке, в джаз-роке, отчасти в джазе, в составе группы саксофонов биг-бенда.
Отличие фагота от всех других
духовых в том, что на нём не солируют, он лишь входит в состав оркестра. Фагот
имеет низкое приятное звучание. По
звуковым возможностям фагот находится на последнем месте среди духовых –
беглость средняя, динамические возможности средние, диапазон используемых
образов тоже невелик. Но без фагота в оркестре не обойтись. Также существует
контрфагот. Он изогнут в три раза, имеет длину
Для того, чтобы медные инструменты играли тише, и звук был мягче, в них вставляют сурдину. Сурдина это приспособление для приглушения звуков в смычковых и духовых музыкальных инструментах
Как это ни странно, но именно Горн родоначальник всех духовых инструментов. Его предшественник это обычный рожок. Применяется, как сигнальный инструмент, по той причине, что в нём нет вентильного механизма, и в оркестрах его не используют.
В музыкальных школах обучают играть на таких инструментах на отделении духовых инструментов, туда входят кларнет, гобой, флейта, саксофон, труба, фагот, тромбон. А вот на горне в музыкальных школах не обучают. Частные уроки можно взять у любого музыканта. Никогда не поздно освоить какой-либо музыкальный инструмент, было бы желание.
Не спешите покупать приглянувшийся музыкальный инструмент сразу. Лучше найдите учителя, и возьмите хотя бы 10 уроков, возможно, вам не понравится, и вы решите, что это не ваш инструмент.
Понятно, что чем дороже инструмент, тем он качественнее. Лучше покупать новый, нежели подержаный, хотя бы из соображений гигиены, ведь в него придётся дуть почти каждый день.
Кларнет стоит от 5000 руб. и выше. Но купить хороший кларнет не так-то просто. В этом нужно разбираться, ведь он делается из дерева, а порода дерева и мастера бывают разные.
Саксофон весьма дорогой инструмент, его стоимость начинается от тысячи евро, если речь идёт о качестве. А так, китайские и тайваньские модели можно купить примерно от 400 дол., но как говорят профи, это не целесообразно.
Средняя стоимость одного часа занятий на саксофоне – от 500 руб., или же за полтора часа 1500 руб. На кларнете час занятий стоит примерно столько же, но по большей части начинается от 750 руб.
Простенькая труба стоит от 7000 руб. и соответственно выше. Тромбон можно приобрести и от 4000 руб., если он подержаный.
Стандартную блок-флейту можно купить и за 20-30 дол. Поперечная флейта стоит дороже от 700 руб. и выше. Хорошая флейта стоит – от 10 000 руб. Час урока игры на флейте обойдётся вам от 750 руб., если вы приезжаете к преподавателю, а с выездом к вам на дом, то примерно тысяча руб. за 60 минут.
Новую Валторну можно приобрести и за 10 000 руб., а некоторые стоят и 200 000 руб. Профессиональная Туба стоит примерно от 30 000 руб.
Тромбон можно приобрести от 4000 руб.
Стоимость фагота колеблется от 9000 руб. до ста с лишним тысяч руб.
Гобой можно купить и от 9000 руб., но он будет плохим, средняя цена хорошего гобоя – 30 000 руб., а самый дорогой гобой стоит примерно 15 000-20 000 дол.
На гобое, фаготе, валторне стоимость одного часа занятия практически везде от 750 руб. Конечно, можно найти и дешевле, если вы обратитесь к преподавателям простой музыкальной школы, или своим знакомым, цена зависит от квалификации преподавателя – чем выше уровень, тем дороже.
Если вы не играли ранее, удобнее учиться играть на пластиковом гобое, нежели деревянном. Детей не стоит отдавать учиться на духовых инструментах раньше 9-ти лет. С раннего возраста из духовых инструментов можно учиться играть только на блок-флейте.
Стоит отметить, что на духовых инструментах долго играть трудно, устают губы.
На цифровое пианино цена в большом диапазоне, можно купить дешевое за 15 000 руб., или профессиональное 300 000 руб.
Мне кажется, прежде чем учиться играть на том или ином инструменте, лучше прийти в любую музыкальную школу и попросить показать все музыкальные инструменты, послушать, как они звучат, и таким образом, найти именно «свой» инструмент.
Преимущества обучения на духовых инструментах в том, что есть большой выбор работы. Можно играть в оркестрах, в джазовом, симфоническом, оперном оркестре, в оперном театре, в оперетте, в любых драматических театрах. В музыкальных школах, ресторанах, клубах, кафе, собственной группе. Ко всему прочему, благодаря духовым инструментам, развиваются лёгкие.
В любом случае, выбирая какой-либо инструмент, незримо входишь в группу людей, которые его любят. У некоторых музыкальных инструментов есть свои ассоциации и сообщества. Любой музыкальный инструмент это отдельный мир, мир музыки, чарующий и загадочный.