Коучинг, какие тренинги лучше выбрать? Обучение с увлечением

Ольга Крупченко, 3 Сентября 2012

Многие российские компании сейчас находятся в периоде, так называемого «кризиса развития». Менеджмент, основанный только на интуиции, уже не срабатывает. Рынок перенасыщен услугами, выбрать и найти услугу не представляется проблемой, потребители становятся всё более привередливыми. Теперь недостаточно быть просто обаятельным и уметь влиять на людей – без владения определенными новомодными технологиями в сфере управления, маркетинга и продаж уже не обойтись. Вот почему сегодня тренинги это одна из самых модных форм повышения квалификации работников. Но, заказывают подобное обучение для своих сотрудников, как правило, продвинутые руководители крупных фирм. К тому же, нужно чётко представлять для чего это нужно компании, и какой именно тренинг поможет достичь большего успеха в деятельности и даст толчок к развитию. Потому, выбор тренингов – трудное и ответственное мероприятие.

Что такое тренинги

Тренинги это форма интенсивной, интерактивной организации обучения практическим навыкам. Во время тренингов, тренер, с помощью психологических упражнений и различных методов, таких как метод мозгового штурма, групповая работа, ролевые игры, провокации, дает, так называемый импульс для самостоятельных решений рабочих ситуаций.

Какие бывают тренинги

Каких только тренингов не предлагает рынок услуг, начиная от тренингов по работе с большими аудиториями, технологиям конфликтов и заканчивая даже тренингами для родителей, которые хотят научиться эффективно общаться со своими детьми и управлять ими.

Существуют тренинги, где могут научить нестандартно общаться с персоналом, например, необычно проводить дни рождения сотрудников.

Критериев классификации тренингов много. Различают их по времени проведения, так, стандартный тренинг проводится от 1 дня до недели.

По месту действия: иногда места проведения тренингов просто поражают воображение участников. Так, некоторые тренинг-компании предлагают подводные лесные курсы, которые представляют собой комплекс специально разработанных упражнений, выполнение которых происходит под водой и обеспечивает полное командное единение участников. Или тренинги проводятся прямо на улицах города, только в условиях, приближенных к военно-полевым. Не редко тренинги проходят в лесу, в основе таких необычных вылазок лежит ориентирование в лесу, на пересеченной местности. которые представляют собой комплекс специально разработанных упражнений, выполнение которых происходит под водой и обеспечивает полное командное единение участников. Или тренинги проводятся прямо на улицах города, только в условиях, приближенных к военно-полевым. Не редко тренинги проходят в лесу, в основе таких необычных вылазок лежит в лесу, на пересеченной местности.

Тренинг в виде шоу

Тренинги устраивают даже в виде шоу. Не так давно прошел тренинг “Театрализованное шоу бизнес-идей SCORE” с участием бизнес-тренера, мастера мотивации Клауса Кобьелла. Клаус Кобьелл (Klaus Kobjoll) — одна из наиболее ярких и харизматичных личностей в бизнесе Германии. В России он хорошо знаком по своим бестселлерам “Мотивация в стиле ЭКШН”, “Виртуозный маркетинг”, “Как стать лучше?”, “Без риска нет кайфа”, “Путь к собственному бизнесу”.

Иногда даже совмещают корпоративные тренинги  с отдыхом элементами командообразования.

 Тренинги также различают по темам, и по уровню участников, например для продвинутых, для начинающих пользователей.

Есть различные виды тренингов: психотерапевтические, социально-психологические, бизнес-тренинги, тренинги личностного роста.
В психотерапевтических - тренинги разделяются по парадигмам: гуманистическая, психоаналитическая, гештальт, когнитивная, бихевиоральная, телесно-оринентированное и многие другие.

В бизнес-тренингах классификации смешаны. Каждая компания заявляет себя как носителя уникальной методики, которую выделяет в отдельный вид. В реальной практике суть от этого не меняется.

Выделяют тренинги и по группам воздействия, то есть тренинги для всех, для управленцев, для продавцов, для HR-ов, для секретарей и тому подобное.  

Методы, которые используют на тренингах, тоже могут быть различными, как и стиль проведения. Это, во многом, зависит от того, кто его ведёт и от общей направленности тренинг-компании.

 Светлана Барац – генеральный директор компании “Инсайт Консалтинг”

- К нестандартным тренингам по командообразованию относятся сюжетно-ролевые игры. Также это может быть постановка театральной пьессы. Выбирается произведение и сотрудникам предлагается под руководством опытного режиссера поставить и репетировать спектакль.
Тематика игр и театральных пьес бывает самой разнообразной. Сюжет может быть взят из какого-то фильма или поставлен по мотивам художественного произведения, либо придумывается специально режиссером-сценаристом.
Как правило такого рода игры преследуют несколько целей и задач.
Например, необходимо сплотить коллектив, наладить взаимоотношения между сотрудниками, улучшить коммуникации. Зачастую цель таких игр это прежде всего эмоциональная встряска персонала, экстрим если хотите.
После таких мероприятий люди надолго получают мощный заряд энергии, поднимается работоспособность, исчезает рутина, налаживается психологический климат в коллективе, появляются общие интересы. Да и над поставленными бизнес-задачами они уже работают более слаженно. После всех совместных препятствий, которые им прищлось пройти совместно в ходе такой Игры, как правило им уже не чужды проблемы коллег. Возникает своего рода ИНСАЙТ, озарение. Люди как бы "просыпаются", оглядываются вокруг и понимают, что с ними рядом работают не просто коллеги, которые выполняют какие-то рабочие функции, а интересные личности, с разносторонними интересами и взглядами, готовые всегда помочь советом и прийти на взаимовыручку.
Рассчитаны такие тренинги на различные категории сотрудников. Участие будет полезно как и менеджерам среднего звена, так и топ-персонам. Причем, иногда очень полезно и грамотно бывает смешивать разные уровни персонала в компании. Возрастной критерий также не является ограничивающим фактором. Поскольку такие тренинги не относятся к стандартным веревочным "активностям", а это скорее "активности" интеллектуальные, интересно это будет сотрудникам разных возрастов.

 Коучинг

В последнее время стало очень модным проводить тренинги в стиле Коучинга. Коучинг как стиль тренинга означает экологичность, недирективность, и следование интересу клиента. В своей работе этот стиль используют только прогрессивные продвинутые компании. Ибо коучинг – это по сути творческое, нестандартное управление человеческими ресурсами, и метод активизации потенциала человека.Коучинг - это один из методов консультирования и в бизнес среде, и в индивидуальной работе, который возник 20 лет назад. Разработан данный метод американским психологом и бизнес консультантом Томасом Леонардом, Тимоти Гэллуэем, а также Джоном Уитмором. Этот метод включает лучшие достижения своих методов предшественников - психологического консультирования, наставничества, бизнес тренингов. Коучинг это обучению искусству управления в стиле постоянного развития и изменений.

Коуч (наставник) - это тот, кто бросает вам вызов. Он относится к вам, как к творческой, целостной личности, обладающей всеми необходимыми ресурсами и способностями. Коучинг это развитие в ускоренном темпе. Это стимулирования дремлющих потенциалов. Всем этим и занимается коуч-наставник.

При выборе коучинг-тренинга стоит иметь ввиду, что направление это новое, и лучше обратиться к профи, о котором уже есть отзывы. Человек, ведущий такой тренинг должен быть поистине талантливым втройне: знать всё об управлении, обо всех новшествах в мире, и обладать огромной харизмой и знанием психологии людей, уметь преображать человека изнутри. Только у такого Коуча можно действительно чему-то научиться…

Помимо тренингов, существует не мало других эффективных способов обучать своих сотрудников. Так, за рубежом используется такой метод, как secondment или по-простому стажировки в других компаниях аналогичной деятельности. Иначе это еще называют on-the-job-training. Цель метода - обмен опытом и приобретение навыков на "альтернативном" рабочем месте. Но в России до этого далеко, хотя бы потому, что большинство фирм просто боится, что сотрудников переманят в другую компанию, или раскроются какие-либо секреты и ноу-хау. Да и в законодательстве этому нет чёткого подкрепления. Хотя, данный метод в некоторых сферах эффективнее, нежели тренинги или обучение теории.

 Как выбрать тренинг

“Лаборатория Касперского" опубликовала отчет "Спам в первом полугодии 2007 года".

В первой тройке лидеров: медикаменты и товары для здоровья, образование и компьютеры и интернет. Так, в рубрику “образование” вошли русскоязычные предложения тренингов и семинаров. Посему, уважающая себя компания никогда не воспользуется услугами тренингов, которые рекламируются через спам.

Выбор тренинга - задача не из простых. Как правило, возникает проблема соответствия цены и качества. Далеко на все компании могут позволить себе выбрать известные, хорошо зарекомендовавшие себя тренинги именно из-за их высокой стоимости. И потому обращаются к малоизвестным тренерам в небольшие компании. Насколько это оправдывает их ожидания, судить приходится после.

В любом случае, выбирая тренинг, нужно выбирать не компанию, а тренера. И искать тех, кто уже прошел именно этот тренинг у конкретного тренера. Результат всецело зависит от уровня и профессионализма тренера. В России известных и действительно профессиональных тренеров можно пересчитать по пальцам. Не у каждой компании имеются курсы бизнес тренеров. Но это вовсе не означает, что хороший тренинг можно получить лишь за большие деньги. Самый простой и действенный путь выбора - собрать полную информацию о тренере (отзывы, места проведения, опыт) или же довериться рекомендациям своих знакомых, которые уже прошли этот тренинг.

За рубежом распространено такое явление, как разработка тренинга под конкретную компанию, как основная услуга. То есть, компании занимаются только разработкой тренингов, и не предлагают готовые. Лично для конкретной фирмы не адаптируется, а создается свой собственный уникальный тренинг. В России таких компаний не много, чаще программы именно адаптируются под клиента или такая услуга есть в числе прочих. В большинстве случаев, оптимально разрабатывать тренинг под конкретную компанию и людей, нежели подгонять уже существующий, но это не дешево и нужны действительно талантливые специалисты в этой отрасли.

Стоит помнить о том, что тренинг это творческий и именно процесс, потому, желание сотрудников пройти тренинг - одно из самых важных условий успешного его воздействия на дальнейшую деятельность фирмы.

Комментарии

Пока нет.
Ваш комментарий может стать первым
Новый комментарий
* - обязательные поля