Секреты цветочного бизнеса

Ольга Крупченко, 11 Февраля 2012

      Когда-то давно в Голландии луковица тюльпана стоила целое состояние. В Современном мире цветочный бизнес развивается успешно, конечно, луковица тюльпана стоит не дорого, но есть цветы, за которые продавцы просят явно не маленькие деньги. «Цветы, кому цветы?» – такого почти не услышишь. Безмолвные палатки с цветами – этот рынок не требует рекламы. Цветочный рынок в России развивается с большой скоростью. Откуда же берется эта красота? 


Откуда ввозятся цветы в Россию

       В России цветы съезжаются из Голландии (хризантемы и тюльпаны), Литвы, Эквадора, из Украины и других стран. Выращивают и собственные цветы в теплицах. Цветы привозят и из Казахстана, Узбекистана, Грузии, Краснодарского края. Привозятся из стран СНГ и с юга страны. 60% импортных цветов на рынке – это Эквадорские и Колумбийские (оттуда в Россию везут гвоздики и розы). Цветы в Россию попадают также из Израиля (астры, стрелиции, герберы, орхидеи, зелень для букетов), Индии, Китая, Кении. С той лишь разницей, что Голландия – лишь перевалочный пункт, где цветы можно купить оптом. А в графе страна происхождения в таможенных декларациях “голландских” роз значится чаще всего Эквадор.

       Основное количество роз, хризантем, гвоздик и орхидей в Россию ввозятся из Нидерландов. Стоимость 1 кг роз составляет 8 – 11 долларов, а хризантем – 0, 40 у.е. за 1 штуку. Орхидеи 2.50 за штуку, а гвоздики от 0.16-0.24. Тюльпаны 0,08-0,12 у.е. за штуку.

Производство цветов в Европе

       Помимо Голландии, в Европе и в мире вполне достаточно "цветочных" государств. Например, Италия занимает второе место после Голландии по выращиванию цветов и саженцев на европейском рынке (23% его объема). Раньше Россия практически не завозила срез из-за границы. Сейчас же партнеры за рубежом приноровились к российским праздникам и неплохо зарабатывают на нас. Страны, непосредственно занимающиеся разведением цветов, ежегодно поставляют свою продукцию на нидерландские аукционы, откуда она расходится во все страны мира. В городе Алсмере расположена самая большая биржа цветов в Голландии. Аукцион проходит не по привычному, а по обратному сценарию. Вначале устанавливается запредельно высокая стартовая цена, которая в ходе торгов не повышается, а снижается до тех пор, пока не найдется покупатель. Если цена упала ниже определенного уровня, а покупатель не объявился, значит, цветок не выдержал конкуренции и отбраковывается. Аукцион обслуживает 1000 человек, за час работы здесь продается миллион тюльпанов и три миллиона роз. Затем цветы отправляются по всему миру. В горах Анд, на высоте 2500-3000 м. раскинулись огромные плантации, выращивающие цветы – розы, гвоздики хризантемы, лилии и всевозможные тропические цветы. Так уж дано по природе, что именно в Эквадоре сложился идеальный климат и условия для их роста.
       Кроме того, в Европе цветы покупают чаще, как срезанные, так и в горшках. Это нюансы менталитета. Потому и цветочный рынок на западе развит лучше и его объёмы больше, недели в России.
Пример HTML-страницы

Рынок цветов в России

       В России цветочный рынок вошел в стадию активного развития относительно недавно: массовые поставки цветов из-за рубежа начались примерно десять лет назад. Россия только 10% цветов выращивает внутри страны, и 90% – ввозит. В России планируют в ближайшие несколько лет увеличить импорт цветов еще на четверть. А, например, Украинский рынок цветов на 3-4 года опережает российский и является наиболее развитым среди стран СНГ. На Украине способны каждый год выращивать 100 млн. роз, что на 80% покрывает потребности рынка.
       Весь российский цветочный рынок можно оценить в 35.8 тонн. Сегодня объем российского рынка срезанных и горшечных растений оценивается в $1,5 млрд в год, причем на сегмент растений в горшках приходится около $500 млн. Доля Москвы в общем цветочном обороте – около 500-600 миллионов долларов.
       По прогнозам специалистов, к 2010 году объем рынка цветов Москвы возрастет до 1,2 млрд. долларов.
      В последнее время доля Голландии в рынке России стала постепенно уменьшаться, поскольку Дания, Италия и другие европейские государства все чаще соглашаются работать с Россией напрямую (а не через голландские аукционы), так как это позволяет снизить затраты импортеров.
       Россия продолжает оставаться ведущим импортером срезанных цветов, занимая шестое место по объемам в мире. Говорят, спрос на цветы зависит от двух вещей: благосостояния населения и стоимости нефти, судя по объёму продаж, благосостояние людей повысилось.
       Крупнейший российский производитель срезки это ГУП Агрокомбинат «Южный», принадлежащий правительству Москвы и располагающийся на Северном Кавказе. Существует также множество фирм, таких, как компания «AMF – международная сеть доставки цветов», компания «Сады Сальвадора», компания «Скарлет Флорет», компания «Цветы белой дачи» и другие. Более половины объема цветочного импорта (52,6%) разделили между собой десять компаний. Первые места рейтинга занимают такие компании как «Фолтер», «Флоримпорт», «Старлайт». Крупнейшим российским импортером срезанных цветов за пять месяцев 2007 года стали "Спартан" и "Престиж Консалтинг".
       Отличительной особенностью дистрибуции в России является отсутствие дилерского звена. Для большинства российских производителей крупнейший рынок сбыта – московский регион, однако в последние годы появляются крупнейшие предприятия, ориентирующиеся на региональные рынки.
Развивается в России и рынок поставки цветов из сухоцветов. Композиции из стабилизированных растений при перевозке требуют гораздо меньше осторожности и внимания, чем живые цветы. И, кроме того, они могут быть куплены заранее и на долгие месяцы.
       И всё-таки выращивают в хозяйствах и теплицах цветов по-прежнему мало. Производством лилии и зелени для букетов занимаются оранжереи в Калуге, кроме того, цветы выращивают в Ростове, Ижевске, Подмосковье. Тем ни менее это малая доля в бизнесе цветов. Связано это с тем, что за годы советской власти в стране не была создана инфраструктура отрасли, отсутствовала традиция цветоводства. Те теплицы, которые существуют сейчас, строились для выращивания овощей и не подходят для цветоводства. Из-за высокой стоимости выращенных в России цветов им очень сложно выдержать ценовую конкуренцию с голландскими цветами. Местный производитель не способен удовлетворить все потребности рынка по части разнообразия и качества. У российских предпринимателей нет опыта разведения растений, они плохо представляют с чего нужно начинать. В российских условиях крайне трудно растить цветы круглый год. В итоге, привезти розу из Эквадора дешевле, чем вырастить в Подмосковье. Если уменьшить искусственно ввоз цветов из-за рубежа – это приведет лишь к дефициту цветов и повышению цен. Поэтому единственный путь развития цветочного бизнеса, а именно выращивания цветов – в том, чтобы строить современные теплицы. Но Государство не поддерживает этот бизнес. Хотя, не всё так плохо, так еще три-четыре года назад в стране можно было насчитать лишь 10-15 га современных теплиц, то сейчас их порядка 110 га.
       В краснодарском крае "Сельхозпроминвест" уже вложил в строительство розариев около $15 млн и собирается инвестировать еще $350 млн. Общая площадь теплиц в итоге должна составить не менее 100-150 га.
       В Москве конкурируют между собой около 150 цветочных Интернет магазинов. И не удивительно, потому что на те же деньги, которые требует открытие одной розничной точки, вполне можно открыть несколько цветочных Интернет магазинов. А наценка в них больше, чем в цветочных палатках, да и букеты дороже – это специфика интернет торговли цветами. Для того, чтобы открыть такой Интернет магазин нужно, примерно 20 -30 тысяч долларов, кроме того тысячу у.е. на ежемесячную оплату работы флориста, который и будет составлять все букеты. На помещении также можно сэкономить – например, договориться с оптовой фирмой, чтобы выделила стол для флориста с условием, что цветы закупаются только на этом складе. Еще нужны операторы на телефон и курьеры.

Путь цветка

       Главный плюс цветочного бизнеса – быстрая окупаемость и рентабельность. Рентабельность цветочного бизнеса, почти как у наркотиков, но все по закону. Все цветы, поступающие к нам из-за границы (если не контрабандные), проходят через карантинную службу. Именно там и оптовые фирмы, занимающиеся завозом среза, и другие получают специальные разрешения на реализацию товара на территории области. Досмотр, который проводят наши пограничники, – вторичный, а первичный все цветы проходят в Москве. Есть фирмы, которые самостоятельно везут для себя цветы, но при этом несут большие транспортные расходы.
       Цветы не любят ни жару, ни холод. Оптимальная температура хранения около +4-5°С. При необходимости обрабатываются препаратами, замедляющими процесс гниения, и помещают в питательный раствор аскорбиновой кислоты или глюкозы, после чего осторожно упаковываются и доставляется в аэропорт. Пока самолет находиться в воздухе на него оформляется предварительная таможенная декларация, груз условно выпускается (как скоропортящийся продукт – цветы растаможиваются вне очереди), после прибытия груза – он досматривается таможенниками и фитосанитарными службами и после их положительного ответа груз выпускается в свободное обращение. По прибытии цветов на склад покупателя им дают немного прийти в себя, после чего около суток отпаивают в воде. С момента среза цветка за границей до момента попадания на оптовый склад обычно проходит не более 24 часов.
Пример HTML-страницы
       На ценообразование свежесрезанного цветка влияет длина стебля (без бутона). Наибольшее распространение на российском рынке получили розы с длиной стебля 60-80 см. Их стоимость составляет порядка 0,40-0,50 долларов и вес 50-70 гр. При уменьшении длины стебля на каждые 10 см цена соответственно уменьшается примерно на 10%. Интересно, что стоимость доставки товаров из    Нидерландов до Москвы автотранспортом составляет порядка 3000 долл. США. При этом доставка может осуществляться как сухим способом (в коробках), так и мокрым (в емкостях с водой). Это влияет на вес товара и должно учитываться при контроле таможенной стоимости. Большая доля цветов ввозится в Россию по серым схемам (занижается вес цветов, меняется страна происхождения, создаются фирмы-однодневки) или вовсе контрабандой – через почти открытую белорусскую границу.
       В России цветочный бизнес имеет свою специфику. Если в Европе цветы – это предмет быта, в России же это элемент праздника. Средний россиянин покупает цветы лишь несколько раз в году: в марте, на день рождения, на пару свиданий, пока холост, или на 1 сентября, если ребенок – школьник. И все. Потому и основной всплеск цен приходится на праздники. Затем цены снижаются. Летом для продажи цветов не сезон, зато в сентябре и в феврале самый пик сезона.
       Рынок цветов имеет свои особенности, не зная которых удержаться на нем сложно. С одной стороны, спрос на цветы есть всегда, лилии заказать, как и другие цветы, легко, серьезных падений нет – ситуация в целом стабильная. Но с другой стороны здесь очень многое зависит от грамотного построения схемы бизнеса: так, компания должна уметь точно просчитывать, сколько товара закупить в тот или иной период, – это одно из ключевых условий успеха. Цветы – быстро портятся и нужно знать, сколько товара надо купить, чтобы остаток не завял. Обычно цветы необходимо сбыть за неделю. При формировании розничных цен продавцы учитывают, что 60% цветов не будет продано и окончательную цену уже выставляют с учетом этого фактора.
       Самое интересное, что на цветочном бизнесе за одно только 1 сентября реально можно заработать на московскую квартиру. По грубым подсчетам доходность цветочного бизнеса только на розах порядка 500 (если брать в расчет, что продадутся только 50% цветов) – 2000%.
       Говорят, что розничная торговля порой выгоднее оптовой, потому что в рознице цветы можно «оживлять», тогда, как в оптовой торговле этого не делают, в силу количества. Например, лилию можно опустить в таз с горячей водой, обработать воском и "нужными" химикатами, заморозить, в крайнем случае – подкрасить. Если вдруг лепесток стал чернеть на самом видном месте, его покрасят специальной флористической краской и задекорируют блестками. Если температурный режим был нарушен, и цветки потеряли свой товарный вид, в воду добавляют порошок крищал или немного водки – после этой процедуры цветок приходит в себя, правда ненадолго и его нужно быстро продать. Что касается палаточного бизнеса – на сегодняшний момент проще найти хорошего поставщика, чем место для розничной продажи. Получается, что наиболее эффективный способ вхождения в рынок – это покупка уже раскрученного бизнеса, то есть салона или даже сети салонов с отлаженной схемой поставок, с опытными флористами и наработанной клиентурой. Либо, как вариант – сеть цветочных Интернет магазинов.
      Подводных камней в этом бизнесе много, и удержаться на этом рынке также трудно, как и в любой другой сфере. На сохранность цветов влияет климат, не все цветы доезжают до заказчика в должном виде, часть выбрасывают. Преимущество имеют крупные фирмы, у которых есть специальные холодильники, где цветы могут храниться три-четыре недели

Смотрите также

Комментарии

Пока нет.
Ваш комментарий может стать первым
Новый комментарий
* - обязательные поля